Как добраться: на электричке доехать с Балтийского воказала до станции Ивангород. Идти вдоль берега Наровы до электростанции.
Идея использования быстрого течения реки Нарова для извлечения электроэнергии уходит еще в XIX век. Первые проекты постройки здесь электростанции датируются 1889-ым и 1894 годами соответственно. Один из предложенных вариантов предусматривал создание ГЭС мощностью 24 МВт. Станция должна была обеспечивать энергией столицу Российской империи, но этот проект не получил поддержки властей и был закрыт. В 1907 году свой проект электростанции представил инженер Кениг, но и ему не удалось притворить свои идеи в жизнь.
Между двумя мировыми войнами правительство Эстонии, которой тогда принадлежали оба берега Наровы, запланировало постройку гидроэлектростанции по проекту германской компании «Сименс Баунион». Мощность этой ГЭС должна была доходить до 50 МВт, но эстонскому государству реализация столь масштабного проекта оказалась не по зубам. В январе 1928 года английская фирма Диккенса пожелала взять концессию на строительство электростанции на Нарове. Правда, непременным условием реализации проекта англичане указали освобождение от всяческих налогов, что оказалось неприемлемо для эстонцев.
Лишь после окончания Второй мировой войны Ленгидропроект провел необходимые изыскательские работы и составил план строительства электростанции в районе Нарвских водопадов. Главным инженером проекта был Яков Глускин, в дальнейшем создатель Саяно-Шушенской, Колымской и Вилюской ГЭС.
Строительство станции мощностью 125 МВт по плотинно-деривационной схеме было начато в 1950-ом году и завершено в 1956-ом году, хотя первый агрегат станции был запущен уже 30 сентября 1955 года. Оборудование для станции было изготовлено на ленинградских заводах «Электросила» и «Ленинградский металлический завод». Строители и проектировщики станции продумали каждую мелочь. Сегодня интерьеры сооружения украшают оригинальные литые фонари, а на подходах к электростанции были разбиты яблоневые сады.
Сегодня Нарвская ГЭС - это сложный комплекс сооружений, включающий в себя здание гидроэлектростанции, плотину, дамбы, ледозащитные стенки и деривационные каналы. После возведения станции образовалось Нарвское водохранилище, занимающее 191 квадратный километр.
После 1991 года Нарвская ГЭС оказалась разделена между Россией и Эстонией, и сегодня плотина находится в разных странах. Это конечно усложняет ее обслуживание. Так, если на станции необходимо провести ремонтные работы, на всю технику требуется оформлять таможенные декларации.
Лишь малая часть электроэнергии, вырабатываемой гидроэлектростанцией, потребляется близлежащим Ивангородом. Основной поток электричества идет в единую энергосистему России. Нарвская ГЭС так же является резервной электростанцией Ленинградской АЭС.