Адрес: СПб, Невский проспект
Как добраться: выйти из станции метро "Невский проспект"
«Невский проспект, центральная улица нашего города…» - этими словами открывается почти каждая экскурсия по Петербургу.
За этими громкими словами часто теряется тот факт, что будущий Невский проспект был проложен только спустя десять лет после основания города, свое название он получил только в 1781 году, а центральной улицей Петербурга Невский стал только в начале XIX века. Впрочем, обо всем по порядку.
Первой улицей Петербурга вероятно можно считать старый Новгородский тракт, проходивший на месте нынешнего Лиговского проспекта. Он выходил к Неве в районе нынешнего Смольного монастыря, где издавна существовала паромная переправа через реку. В первые годы существования Петербурга, от Новгородской дороги вдоль реки ответвлялась тропа, которая шла к Адмиралтейству. До поры до времени этим путем все были довольны, пока в 1710-ом году не был заложен Александро-Невский монастырь, будущая лавра. Тогда то и возникла идея соединить Лавру и Адмиралтейство дорогой.
По замыслу Доминико Трезини, с одной стороны новой «першпективы» должен был находится шпиль Адмиралтейства, а с другой шпиль Троицкого собора Александро-Невской лавры. Но этот хитрый план не осуществился. Монахи прокладывавшие свой отрезок трассы, по-видимому, что-то напутали в расчетах, в результате чего два отрезка дороги даже не встретились в одном месте! В результате этого, мы имеем Невский проспект и Старо-Невский проспект, единый в двух лицах.
Кто строил участок Невского проспекта от Новгородской дороги до Адмиралтейства нам неизвестно, но можно сказать, что этим людям пришлось столкнуться с большим количеством водных преград. В 1716 году в соответствие с приказом Петра: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост» был построен будущий Аничков мост. А в 1720 году был наведен подъемный мост через Мойку (по другим данным его строительство было закончено в 1717-1718 годах).
Новая дорога оказалась востребована горожанами, и власти Петербурга обратили внимание на ее благоустройство. В 1721 году участок от Мойки до Адмиралтейского луга была обсажен с двух сторон березами, которые регулярно постригались. Эти деревья росли на Невском проспекте до 1840-хх годов. Тогда же, перешпективу замостили, а с 1723 года в дополнение к брусчатке появились и масляные фонари.
За чистотой дороги следили пленные шведы, которые каждую субботу выходили убирать и чистить эту важную магистраль. Камер-юнкер голштинского двора Фридрих-Вильгельм фон Берхгольц писал в своем дневнике:
«Около шести вечера прибыли мы благополучно в Петербург, который со времени моего отъезда оттуда так изменился, что я вовсе не узнал его. С самого начала мы въехали в длинную и широкую аллею, вымощенную камнем, и по справедливости названную проспектом, потому что конца её почти не видно. Она проложена только за несколько лет и исключительно руками пленных шведов. Несмотря на то, что деревья, посаженные по обеим её сторонам в три или четыре ряда, ещё невелики, она необыкновенно красива по своему огромному протяжению и чистоте, в которой её содержат (пленные шведы должны каждую субботу чистить её), и она делает чудесный вид, какого я нигде не встречал. На Адмиралтействе, красивом и огромном здании, находящемся в конце этой дороги, устроен прекрасный и довольно высокий шпиц, который выходит прямо против проспекта».
Надо сказать, что вся эта красота влетала петербуржцам в копеечку. Першпектива была платной дорогой. Пеню за пользование ею взимали на заставе у Аничкова моста. По это причине, многие горожане предпочитали ходить не по благоустроенной першпективе, а по скромной тропинке протоптанной с правой стороны от трассы…
Любопытно, что определенного названия у Невского проспекта тогда еще не было. Ее называли по-разному: «дорога к Невскому монастырю или першпективная дорога к Невскому монастырю (с 1718 года), Большая першпективная дорога, Большая Невская першпектива…
В 1736 году сторона Невского проспекта известная сегодня как «теневая», выгорела во время большого пожара. Виновных, конечно задержали, затолкали в бочку со смолой и сожгли на месте нынешнего Дома Чичерина, а Большая першпектива стала застраиваться заново.
На протяжение XVIII века вдоль Невского строятся «палаццо» знати: Строгановский дворец, дом Чичерина, Аничков дворец, а так же многочисленные иноверческие церкви – католическая, протестантская, армянская. В XIX веке иноземцы поражались обилию не-православных храмов на главной магистрали Петербурга и возносили хвалу толерантным русским. На самом деле, секрет «веротерпимости» петербуржцев заключался в том, что в XVIII веке еще не было окончательно ясно, станет ли Невский проспект основной улицей города. На тот момент это была еще всего лишь главная подъездная дорого к центру, и поэтому было сочтено удобным, спровадить туда «еретические капелища».
Только в начале XIX века Невский проспект становится общепризнанным парадным променадом Петербурга. Именно тогда вдоль него тротуаров поднимаются известнейшие здания Публичной библиотеки, Городской думы, Голландской церкви, Казанский собор…
Наплыв богатой и праздногуляющей публики влечет за собой начало работ по благоустройству Невского проспекта. В 1832 году он получает торцовую мостовую. Торцы это сосновые плашки, которыми выкладывали проезжую часть. Это считалось очень дорогим способом мощения улиц. На него уходило несколько тысяч сосновых бревен, к тому же торцы было необходимо менять каждые два-три года. В 1839 году Невский был освящен газовыми фонарями, а в 1843 году по нему началось регулярное движение омнибусов.
Недаром Н.В. Гоголь с восторгом писал:
«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы! Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей не променяет на все блага Невского проспекта».
Новый важный этап в истории проспекта начался после постройки в 1851 году Николаевского вокзала. Начиная с этого момента, началось активное освоение участка Невского между Знаменской площадью (сегодня площадь Восстания) и Аничковым мостом, считавшийся до этого чуть ли не пригородным районом.
Знаменская площадь становится важнейшим транспортным узлом, от которого к центру города направляются омнибусы, а позднее, конки, трамваи и троллейбусы. Помимо этого, с начала 1860-хх годов в связи с началом развития капитализма в России в Петербурге начался строительный и финансовый бум. Вдоль Невской проспект, особенно на пустующих участках за Фонтанкой стали строится банки, акционерные общества, торговые дома. Многие старые здания перестраивались и надстраивались.
В 1883 году Невский проспект получил электрическое освещение.
В начале XX века на Невском зазвенели звонки трамваев а так же появились еще две знаменитые постройки – Дом Зингер (Дом книги) и Елисеевский магазин. Любопытно, что поначалу это здания были восприняты петербуржцами без особого одобрения. Считалось, что они нарушают строгий, классический облик Невского проспекта. Тротуары Невского, по прежнему были заполнены праздной публикой, городовые и дворники следили, чтобы выходцы с рабочих окраин, нищие и шарманщики и пачкали своими грязными сапогами чистых тротуаров главной улицы столицы Российской империи. Но приближалась тревожное время. В ходе революций 1905-ого и 1917 года Невский проспект не раз становился ареной стычек и перестрелок, по его мостовой текла кровь…
В 1918 году, после Октябрьской революции Невский проспект был переименован в улицу 25 октября. В годы Гражданской войны парадная магистраль города опустела. Магазины и банки закрылись, господа уехали в Париж, сквозь торцы мостовых стала пробиваться трава. Но с началом НЭПа Невский возродился вновь. В 1936 году улицу 25 октября покрыли асфальтом и по ней пошли троллейбусы.
В дни Блокады, центральная улица Ленинграда подвергалась интенсивным артиллерийским обстрелам. В память о тех днях на доме 210-ой школы установлена памятная доска «Граждане! При артобстреле эта сторона улица наиболее опасна». В 1944 году Невскому проспекту было возвращено его историческое имя.
На послевоенные годы пришлось восстановление многих разрушенных и поврежденных зданий Невского проспекта. Одновременно шел капитальный ремонт проезжей части. В 1955 году у Московского вокзала была открыта станция метро «Площадь восстания». Последним крупным сооружением на главной улице Петербурга стал обелиск городу-герою Ленинграду, установленный в 1985 году.