Адрес: СПб, пл. Труда, д. 4
Как добраться от метро: от станции метро "Василеостровская" пешком к Благовещенскому мосту, перейти Неву, выйти на площадь Труда, повернуть налево, 25 минут;
Наземный транспорт: от Сенной площади в сторону площади Труда курсируют маршрутки К1, К124, К169, К186, К190, К222, К350. Выйти на площади Труда, 10 минут.
Николаевский дворец - яркий образец неоренессансного стиля в петербургской архитектуре. Здание было построено в середине XIX века и за полтора столетия пережило несколько совершенно отличных друг от друга периодов, будучи в разное время резиденцией члена императорской семьи, женским институтом и дворцом профсоюзов.
Строительство в районе современной площади Труда началось почти одновременно с основанием Санкт-Петербурга: с начала 1720-х годов здесь располагался Канатный двор, работавший по заказам Адмиралтейства; позже были выстроены казармы (архитектор Ф.И. Волков). Незадолго до начала Крымской войны (май 1853 года) Николай I распорядился начать строительство резиденции, предназначенной его сыну, Николаю Николаевичу. Ему тогда едва исполнилось 20 лет, и дворец должен был стать подарком к будущей присяге.
Считавшийся долгое время захолустным район Благовещенской площади (нынешняя площадь Труда) в этот период стал активно обустраиваться. Возведение дворца почти совпало с постройкой Благовещенского храма (разобран в 30-е годы прошлого века) и Благовещенского же моста через Неву, в советское время переименованного в мост Лейтенанта Шмидта. За короткое время поездка по Конногвардейскому бульвару и дальше на Васильевский остров превратилась в популярный светский маршрут горожан.
Для разработки проекта резиденции был привлечен архитектор А.И. Штакеншнейдер. Ему принадлежит авторство множества зданий Петербурга (например, Мариинский дворец на Исаакиевской площади). Впоследствии на зданием также трудились Александр Брюллов, Константин Тон и Рудольф Желязевич. Главный фасад Николаевского дворца выполнен в стиле итальянского ренессанса. Эклектичное оформление дополнено скульптурными вставками специфичными для каждого этажа. Портик на первом этаже состоит из четырех гранитных колонн и отличается от классического исполнения тем, что не является смысловым центром всей композиции. Здесь же используются широкие ионические пилястры, которые на втором этаже сменяются коринфскими колоннами. Третий ярус Николаевского дворца оформлен более короткими пилястрами, что создает иллюзию сокращения высоты здания. Со стороны площади и соседних улиц дворец окружен чугунной ажурной решеткой, которая тем не менее позволяет рассмотреть фасады в деталях.
Николаевский дворец был открыт в декабре 1861 года; за это время строительство однажды пришлось приостанавить - из-за Крымской войны. На территории в 2 гектара расположился манеж, флигель для прислуги и конюшни, а в самом здании была построена домовая церковь. При внутренней отделке использовался камень, оставшийся еще от возведения Исаакиевского собора. Парадная лестница, самая большая среди всех подобных сооружений во Петербурге, была украшена картинами художника Николая Тихобразова. На втором этаже, как и тогда, находится анфилада, начинающаяся Белой гостиной и продолжающаяся Малой столовой и Китайской гостиной. В западном крыле расположена Розовая гостиная (с плафоном «Суд Париса» художника А. Ясевича), а также Танцевальный и Банкетный залы. Архитекторы продумали множество технических деталей, и изначально дворец был оснащён водопроводом, канализацией, телеграфной связью с Генштабом, громоотводами, лифтом с кабиной, декорированной красном деревом. К Николаевскому дворцу также примыкал манеж в арабском стиле. В нём находились комнаты прислуги и помещение, где проходили выставки животных (породистых собак, лошадей, скота), поскольку князь Николай состоял в самых разных сельскохозяйственных и спортивных обществах.
На дореволюционных фотографиях и рисунках можно увидеть, что домовая церковь во дворце была увенчана семиколокольной звонницей. В советское время колокольню разобрали и до сих пор не восстановили. Церковь вмещала до 60 человек. В 1872 году под алтарём была устроена часовня с приделами великомученицы Варвары и апостола Петра.
После смерти великого князя Николая Николаевича (в 1890 году) его дети передали дворец в казну в счет долгов. Позже, когда Александр Третий выбирал здания для создаваемого им Русского музея, Николаевский дворец рассматривался в качестве вероятного места. Тем не менее, в 1894 году его решено было преподнести в качестве свадебного подарка старшей дочери Ксении. Поскольку Ксения, в итоге, предпочла другой, во дворце разместился Ксенинский институт, учебное заведение девушек дворянского происхождения, лишившихся отцов. Специально для этих целей некоторые пристройки были перестроены под новые нужды, впрочем, отчасти изменилась и внутренняя планировка. Конюшня стала столовой (здесь сейчас находится ресторан «Гимназия»), а манеж - спальней.
После октябрьского переворота 1917 года Николаевский дворец был передан Петроградскому Союзу профсоюзов и получил название Дворца Труда. На его стенах до сих пор можно увидеть мемориальную плиту, рассказывающей о роли В.И. Ленина в этих событиях. Впоследствии во дворце размещались отраслевые профсоюзы, Народный университет профсоюзных работников, Центральная библиотека, типография. После Великой отечественной войны, в ходе которой Николаевский дворец сильно пострадал от обстрела и бомбежек, его отреставрировали, а в 1999 году возобновились богослужения в домовой церкви.
Сегодня в Николаевский дворец попасть можно без труда, но ни о каком экскурсионном обслуживании речь не идет. Отреставрированными интерьерами любоваться придется, к сожалению, наедине с собой.