Адрес: Пантелеймоновский мост
Как добраться: На маршрутном такси К46, К76, К100, К212 до Летнего сада. Пройти около 30 метров от остановки по направлению к реке Фонтанка.
История Пантелеймоновского моста началась в 1725-1726 годах, когда голландский мастер Харман ван Болес построил деревянный мост-акведук, по которому подавали воду для питания фонтанов Летнего сада. В 1748-1749 годах мост был перестроен по проекту архитектора Франческо-Бартоломео Растрелли.
Мост-акведук простоял до наводнения 1777 года, когда вода разрушила фонтаны Летнего сада. После этой катастрофы был разобран и мост, а на его месте стал действовать лодочный перевоз.
Восстановление постоянного моста через Фонтанку произошло только в начале XIX века. В 1823-1824 годах по проекту инженера Г. Треттера был построен висячий (цепной) однопролётный мост. Строительными работами руководил инженер В. А. Христианович. По своей конструкции мост получил название - Цепной.
Береговые устои моста были выполнены из гранитных плит взятых из засыпанных рвов Михайловского замка. Чугунные и кованые элементы конструкции были отлиты на Чугунолитейном заводе Берда (ныне Адмиралтейском). Опоры Цепного моста были богато оформлены в стиле декорирования входов в древнеегипетские храмы. Фриз и карниз были украшены тонким золотым орнаментом.
Цепной мост стал первым цепным мостом через Фонтанку. Любопытно, что при прохождении через мост людей и во время проезда экипажей мост раскачивался. Вот как описывала это художница А.П. Остроумова-Лебедева:
«Очень любила я идти по Цепному мосту. Он приятно и ритмично качался. Ритм его менялся. Когда шёл народ, ехали извозчики, он как-то мягко плясал под ногами, меняя такт и внося перебои. Когда шёл обоз ломовых, его ритм становился и реже, и глубже, и шире. Больше всего я любила, когда по нему шёл отряд войск. Топанье многих ног придавало мосту какую-то особую жизнь. Ритм его был бодрый, определённый и весёлый. Бывало идёшь по мосту и, не оборачиваясь, уже догадываешься по его качанию, что по нему едут ломовые или идёт войско».
Красивый, ажурный Цепной мост служил петербуржцам до 1907 года. Печальную роль в его судьбе сыграл аналогичный Египетский мост, рухнувший в январе 1905 года. Несмотря на протесты деятелей культуры, городские власти решили разобрать цепной мост, а на его месте построить новую переправу.
Строящийся мост было решено назвать Пантелеймоновским, по имени находящегося рядом храма святого Пантелеймона. Его строителями были инженер А. П. Пшеницкий и архитектор Л. А. Ильин. Вопреки опасениям, новый мост достойно вписался в облик города. Он был открыт в 1911 году, а работы по окраске и позолоте моста продлились до июля 1914 года.
Чугунные секции перил были выполнены в виде расставленных дротиков с накладной арматурой из воинских атрибутов: перевитых лентами секир, пик, щитов. Стойками перил служили ликторские связки. Торшеры – пучки высоких пик, перевитых посредине венками, были украшены накладными овальными щитами с барельефами медуз на фоне перекрещенных античных мечей. На средней, самой высокой пике, сидел двуглавый орел с распростертыми крыльями и лавровым венком в когтях. К кронштейнам были подвешены остеклённые фонари, напоминающие усечённые 8-гранные пирамиды.
С момента своей постройкой, Пантелеймоновский мост только один раз был закрыт на капитальный ремонт - в 2001-2002 годах.
Пантелеймоновский мост неоднократно переименовывался. В 1915-1923 годах он назывался Гангутским. С 1923 года – мостом Декабриста Пестеля, а с 1928 года просто – мостом Пестеля. 4 октября 1991 года мост был снова назван Пантелеймоновским.