Адрес: ЛО, г. Выборг, парк «Монрепо»
Телефон: +7 (81378) 205-39, +7 (81378) 259-97
Цена билета: взрослый – 50 рублей (с экскурсией 80), дети до 16 лет, студенты, пенсионеры – 25 рублей (с экскурсией 40), дети до 7 лет и льготные категории граждан – бесплатно.
Как добраться от ж/д и автовокзала: от Финляндского вокзала электропоездами до ст. Выборг (время в пути – около 3 часов на обычном электропоезде и около полутора – на скоростном электропоезде). Или рейсовыми автобусами от станций метро «Парнас» (№850) и «Девяткино» (№850Д). В Выборге – проезд от железнодорожного и автовокзала автобусами №1, 6.
Режим работы: ежедневно. С мая по октябрь – с 10:00 до 21:00, с октября по апрель – с 10:00 до 18:00.
Уникальный парковый ансамбль Монрепо, «жемчужина Карельского перешейка», единственный в России пейзажный скальный парк, расположился неподалеку от Выборгской крепости, на побережье бухты Защитная Выборгского залива, на северо-западе острова Твердыш. Площадь парка – около 180 га.
Земля, где находится парк, была обжита как минимум с XVI века. Создатель парка, Людвиг Генрих Николаи, описывает это так: «Лилль-Ладугорд (маленький скотный двор) издавна принадлежал шведской королеве. После того как Петр I завоевал эти земли, он включил Выборг в состав империи. Генерал Ступишин, открывший усадьбу, назвал ее Шарлоттенталь. По его завещанию Шарлоттенталь перешла к принцу Фридриху фон Вюртембергскому, который назвал ее Монрепо («мой покой» - прим. авт.); у него я ее и купил».
Президент Санкт-Петербургской академии наук Людвиг Генрих Николаи был разносторонне образованным, очень просвещенным, но при этом жизнерадостным человеком, и Монрепо полностью отражает личность хозяина. Буквально выпросив у Александра I отставку (император никак не хотел отпускать Николаи), он всецело посвятил себя созданию Монрепо. Для разработки парка он привлек самых талантливых архитекторов, скульпторов и художников (предполагается, что к Монрепо приложил руку Пьетро Гонзага, создатель павловских парковых пейзажей; кроме того, над парком поработали легендарные Монферран, Тома де Томон и Штакеншнейдер). Работу предстояло проделать гигантскую: только на дробление и вывоз лишних валунов, расчистку долины и окрестностей ушло несколько лет (кстати, вулканический камень Монрепо позже был использован для изготовления колонн Казанского собора). Только после этого началось создание пейзажей – полян, холмов с видовыми площадками, павильонов; пока архитекторы работали, хозяин писал поэму «Парк Монрепо»: он описывал в стихах свои мечты и планы по поводу парка, а архитекторы воплощали их в жизнь. Оформление парка не ограничивалось каким-то одним стилем: тут и веерообразные белые мостики в китайском стиле, и Турецкая палатка, пестрый шатер с дверью, открытой на залив, и павильон Паульштайн в барочном стиле, и внушительные готические ворота, и построенный в средневековом стиле Замок на острове Людвигштайн, и простая бревенчатая «Хижина отшельника». Так что архитектурная составляющая Монрепо была столь же разнообразна, насколько разнообразна природа здешних мест.
В XX веке, особенно после войны, парк Монрепо постигла трагическая судьба. Он был не просто заброшен, но и многократно осквернен, в том числе и с подачи тогдашних властей: так, в пятидесятых годах Городской комбинат по благоустройству активно использовал гранит надгробий некрополя в Монрепо для изготовления тротуарного бордюра… Одним словом, к началу восьмидесятых уже почти невозможно было разглядеть в парке даже намека на былой замысел: скульптуры и павильоны были сломаны, беседки исписаны непристойностями, а пикники с шашлыками устраивались прямо на могильных камнях. От окончательной гибели усадьбу уберег Д.С. Лихачев: в 1984 году академик опубликовал в «Советской культуре» статью «Это нужно нам и потомкам», где убедительно доказывал, что спасти памятник можно только путем создания музея-заповедника (впоследствии Дмитрий Сергеевич еще и снял увлекательный телевизионный фильм о парке). Спустя четыре года идея была осуществлена: Совмин подписал постановление о создания заповедника. На тот момент в парке были разрушены почти все павильоны, дренажная система не работала, часть прудов высохла, другая часть превратилась в болото, а Некрополь был полностью опустошен.
Реконструкция, к сожалению, идет медленнее, чем хотелось бы, поэтому сегодня в парке можно увидеть только малую часть былого великолепия. Например, Главные парковые ворота, павильон «Храм» (или «Храм Нептуна», построенный, как предполагают, по проекту Тома де Томона), китайские мостики, капеллу Людвигсбург, колонну Павла I и Александра I (одно из первых сооружений Монрепо, построенное в честь двух императоров), обелиск братьям Августу и Карлу Броглио (был воздвигнут в честь братьев жены Пауля Николаи, героически погибших во время войны с Наполеоном), Чайную беседку и основные усадебные строения – усадебный дом и библиотечный флигель. Но все-таки с каждым годом восстановленных объектов становится все больше, и парк постепенно возвращается к жизни. А летом Монрепо, как и в былые времена, становится центром выборгской культуры: там проходят фестиваль акустической музыки «Дверь в лето» и фестиваль камерной музыки «Вечера в Монрепо».
Также на территории парка регулярно проводятся экскурсии, причем кроме обзорной экскурсии разработано множество увлекательных интерактивных программ для школьников младших, средних и старших классов.