Адрес: Павловск. ул. Садовая, д.20
Телефон: +7 (812) 452-1536
Стоимость: 250 руб
Как добраться: От вокзала Павловска до дворца можно проехать автобусами: № 370, 383, 493 и маршрутными такси: № 513, 299, 286
Время работы: 10:00-18:00, выходной день пятница
Старая истина гласит, что на время ремонта или стройки лучшее всего уехать в отпуск. Следуя этой мудрости, великий князь Павел Петрович и великая княгиня Мария Федоровна в 1782 году уехали в путешествие по Европе, а Большой дворец в Павловске был заложен в их отсутствие на месте деревянного дворца «Паульлюст» («Радость Павла»).
Строительством руководил суровый шотландский архитектор Чарльз Камерон. На протяжение всего времени сооружения дворца он постоянно конфликтовал со своими августейшими заказчиками. Вкусы Павла Петровича заметно отличались от воззрений мастера, навязанного ему Екатериной. Несмотря на то, что полемика шла при посредстве курьеров, строительство все-таки двигалось вперед. В 1784 году здание было в целом завершено, и началась отделка внутренних помещений.
Работы по созданию дворца велись в исключительно тяжелых условиях. Согнанные на строительство крестьяне рыли канавы, корчевали пни, носили строительные материалы. Работы шли круглый год, в любую погоду. Работники недоедали и болели цингой, многие бежали. «Немедленно собрать работников и принудить их работать. Надобно их непременно заставить работать и, в случае нужды употреблять на то строгость и не выпускать их из города», говорилось в одном из приказов управляющего строительством.
Фасад здание был выдержан в строгом стиле классицизма, но дворцовые покои блистали поистине царской роскошью. Здесь сохранились многие элементы барокко. Именно этот контраст между внешней скромностью и пышностью убранства внутренних помещений составляет особую прелесть Павловского дворца.
После восшествия Павла Петровича на престол дворец подвергся серьезным переделкам. Ведь теперь это была не усадьба великого князя, а императорская резиденция. К работам был привлечен любимый архитектор Павла, Винченца Бренна. Под его руководством были расширены боковые корпуса и пристроен церковный флигель. Над одноэтажными галереями соединяющими центральный и боковые корпуса был надстроен еще один этаж. Предполагалось вырыть перед дворцом ров, как это было сделано в Михайловском замке и Замке Бип, но смерть Павла I поставила крест на этих планах.
Серьезным переделкам были подвергнуты и внутренние помещения дворца. Бренна создал Итальянский и Греческий зал, задуманные еще Камероном, а так же построил много новых объектов: Кавалерский и Большой (или Тронный) залы, Дворцовую церковь, Картинную галерею, кабинеты и т.д. Все они поражали посетителей роскошью и пышным убранством.
Смерть императора, не поставила точку в истории работ по обустройству Павловского дворца. Вдовствующая императрица Мария Федоровна обладала избытком свободного времени и средств, которые она щедро тратило на создание прекрасного. Для работ в Павловске она привлекла лучших архитекторов своего времени – Джакомо Кварнеги, Андрей Воронихина и Карло Росси.
Особенно сложная задача пала на плечи Воронихина, который в течение ряда лет был главным архитектором Павловска. При нем было проведено восстановление дворца после опустошительного пожара 1803 года. К трудам Карла Росси относится создание замечательной дворцовой библиотеки.
История не знала ансамбля подобного Павловскому дворцу, выстроенного и украшенного за короткий отрезок времени (рубеж XVIII- XIX вв.).
До 1828 года дворец принадлежал Марии Федоровне, а после ее кончины он перешел во владения ее младшего сына – Михаила Павловича. Последний, старался сохранить Павловск в его первозданном состоянии, но из-за нехватки средств и парк и дворец при Михаиле Павловиче изрядно обветшали.
Следующий хозяин Павловска, великий князь Константин Николаевич открыл для посетителей дворцовую картинную галерею и музей. При нем перед дворцом появился и памятник Павлу I – копия монумента, установленного в Гатчине. Правда, в отличие от оригинала, памятник в Павловске стоял не лицом, а спиной ко дворцу.
Потомки Константина Николаевича владели дворцом до 1917 году. Временное Правительство объявила о национализации имущества царской семьи, но до появления на сцене большевиков, великие князья продолжали жить в своем владении, потихоньку занимаясь инвентаризацией имущества. В Павловск прибыла особая комиссия возглавляемая графом Александром Алексеевичем Полонцевым, по описанию и учету художественных коллекций во всех дворцах Романовых. Ученные были потрясены увиденным, ведь они никогда раньше не получали доступ в частные владения царской фамилии. И дело было не только в художественной целостности здания. Посетители как будто перемещались из XX века в XVIII столетия. Ведь в Павловском дворце только-только начался переход со свечей на электричество.
После Октябрьской революции в Павловском дворце был открыт музей, но посетители недолго наслаждались его сокровищами. В 1944 году дворец был сожжен отступавшими немецко-фашистскими войсками. Возможность его восстановления долгое время оставалась под вопросом, хотя энтузиасты-реставраторы приступили к работе едва отгремели последние выстрели в окрестностях Павловска. Только в 1957 году первые туристы снова посетили отреставрированные помещения дворцового комплекса. Полная реставрация основных залов была завершена в 1978 году. Сегодня для посетителей открыто 45 залов дворца.