Как добраться: из Пскова в Печеры идет автобус № 207
История Печор - это прежде всего хроника монастыря и крепости. В 1472 году из Дерпта (Тарту) в псковскую землю бежал священник Иона (в миру Иван). Преследуемый немцами-католиками, он пришел на берега реки Каменец, где издавна в естественных пещерах селились монахи-пустынники. Здесь в 1473 году Иона выкопал небольшой пещерный Успенский храм и стал проводить службы. А когда у инока появились соседи-собратья, возник Печерский монастырь. Его название происходит от древнерусского слова «Печеры» или «пещеры».
Расположенная на самой границе с враждебной Ливонией обитель неоднократно разрушалась набегами немецких рыцарей. Лишь после присоединения псковских земель к Москве, монастырь стал расти и богатеть. Дьяк великого князя Василия III, Михаил Мунехин, понял политическое, военное и идеологическое значение обители, лежащей прямо на границе с растленным Западом. При нем Псковско-Печерский монастырь стал приобретать свой нынешний облик.
Особенно благотворным для Печерского монастыря стало правление игумена Корнелия с 1529-ого по 1570-ый года. При нем была возведена каменная Благовещенская церковь, надвратный Никольский храм и каменная крепостная стена с тремя воротами и девятью башнями. Руководил строительством укреплений инок Панфутий, в миру Павел Петрович Заболотный, знатный муж, удалившийся от суеты в святую обитель. Монахи записывали происходящие вокруг них события, что послужило основой Псковской третьей летописи. При обители существовала и своя иконописная мастерская. Постепенно вокруг Печерского монастыря образовался посад, ядро будущего города.
Порубежная обитель находилась под личной опекой и покровительством царя Ивана Грозного. В 1559 году он освободил жителей монастырских владений от светского суда. Много земель и ценностей было пожаловано приграничной обители и в дальнейшем. Иван Васильевич понимал, что Печоры были не только оплотом духовности, но и важной порубежной крепостью. В 1581-1582 годах монастырь безуспешно осаждали войска Стефана Батория.
Но крамола проникла в стены обители изнутри. Новый игумен Корнелий оказался изменником. Прознавший про это грозный царь, согласно монастырской легенде, умертвил вышедшего ему на встречу Корнелия собственной рукой. Но затем царь раскаялся и на своих руках понес обезглавленное тело от Никольской башни до главной площади монастыря. С тех пор эта дорога получила в народе название «кровавый путь». Впрочем, местные жители рассказывают страшную легенду, что обезглавленный Корнелий не рухнул наземь, а поднял свою голову с земли и, держа ее на вытянутых руках, пошел за Иваном Грозным. Ужаснувшись, царь обратился с молитвою к Богу, и лишь по ее завершению Господь соизволил забрать душу Корнелия.
И в последующие годы Печоры не раз становились объектом нападения воинственных соседей. В годы Смутного времени под стены города и монастыря подступали войска польского гетмана Яна Ходкевича и шведского короля Густава Адольфа. А в самом начале Северной войны, в 1701-ом и 1703-ем годах монастырь подвергался атакам войск Карла XII.
До начала XVIIIвека русские цари, понимая оборонительное значение Печерского монастыря, не скупились на щедрые вклады. Обитель стала богатейшим землевладельцем на северо-западе России. Но во второй половине XVIIIстолетия по указу Екатерины IIвладения Печор были секуляризированы и отошли государству.
Утешением для печорцев стало дарование их родине статуса города 7 июня 1782 года. Вскоре императрица утвердила и герб Печор:
«В 1-й части щита, в голубом поле барс и над ним из облак выходящая рука. Сие внесено для того, что оный город принадлежит Псковскому Наместничеству.
Во 2-й части щита, в серебряном поле из камня, называемого Печера, изображена гора, в которой видна пещера, каковые в том месте действительно существуют».
В XIXвеке Печоры стали заштатным уездным городком. К началу XXвека в нем было только семь каменных домов, пять площадей и одиннадцать улиц. Вся эта красота освещалась тридцатью одним керосиновым фонарем. Городская промышленность была представлена одним кожевенным заводиком. Впрочем, в Печорах процветало гончарное и кирпичное производство, обработка дерева и работа по металлу. Широкой известностью пользовались и местные рыбные ряды. В нескольких километрах от города находилась станция Псковско-Рижской железной дороги. В тоже время Псковско-Печерский монастырь продолжал оставаться одной из богатейших обителей России, храня бесчисленные материальные и духовные сокровища.
Чтобы приобщиться к наследию прошлого, в Печоры неоднократно приезжали художники, поэты и писатели. Здесь гостили Карл Брюллов, Николай Рерих, Игорь Северянин, Александр Куприн и Максим Горький.
В годы Первой мировой и Гражданской войны Печоры переходили из рук в руки, пока в 1920-ом году в соответствии с параграфами Тартуского мирного договора город не перешел к Эстонии. Новые хозяева дали Печорам исконно эстонское название «Петсери», и для города началась эпоха европейского процветания. В период между войнами эстонское население города достигло трети, а городским главой избирался исключительно эстонец. В 1920-е годы в Петсери появились первые автомобили. Среднее образование было представлено эстонской гимназией, издавались газеты на русском и эстонском языках. Продолжал функционировать и Псково-Печерский монастырь, земельные владения которого были в очередной раз урезаны эстонской аграрной реформой 1925 года.
29 мая 1939 года в Петсери произошел катастрофический пожар, уничтоживший 212 из 650 городских домов. Спустя год после этого события, город вместе с остальной Эстонией добровольно вошел в состав Советского Союза.
Печоры оставались Эстонией до 23 августа 1944 года, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР Печоры были включены в состав Псковской области. Сегодня древний город вернулся к своей исторической функции – он является западным форпостом российской государственности и православной веры на границе с Европой и НАТО.
Важная особенность Печор заключается в том, что город сохранил свою первоначальную структуру, когда кривые улочки беспорядочно перетекают в тупики или сходятся к центру поселения – монастырю-крепости. Более того, в Печорах и по сей день сохранились не только купеческие дома XIX века, но даже деревянные постройки XVI столетия! Где еще в России можно увидеть самый настоящий дом стрельца, где до сих пор живут люди? В 1949 году в Печорах был создан краеведческий музей, славящийся своими богатыми коллекциями.
Почти полностью восстановлены и крепостные стены монастыря. Работы по их воссозданию велись в 1959-ом – 1966-ом годах псковскими реставраторами. Протяженность стен и башен из местной известняковой плиты достигает почти одного километра. Любопытно, что со стороны укрепления кажутся невысокими и легко преодолимыми, а хорошо просматриваемые за ними позолоченные купола церквей сулят легкую добычу. Но как часто бывает, первое впечатление оказывается ошибочным – каждый элемент обороны крепости хорошо продуман и сулит атакующему смертельную угрозу.
В 2000-ом году Печоры посетил президент России В.В. Путин.