Адрес: СПб, наб. канала Грибоедова, д. 2
Телефон: +7 (812) 595-4248 (справка)
Стоимость: до 350 руб.
Как добраться от метро: от станции метро Невский Проспект пешком 5 минут.
Заказ экскурсий: +7 (812) 314-3448
Выходные: вторник
Часы работы: 10:00 - 18:00, Пн: 10:00 - 17:00 (кассы закрываются на час раньше).
Государственный Русский музей - это история развития русского искусства на протяжении 1000 лет. Гуляя по залам музея, вы словно совершаете экскурс в прошлое. Исторические периоды, жанры, направления, школы русского искусства...Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, иконы, костюмы... 400 000 тысяч художественных ценностей X-XXI веков представлено в Русском музее.
Идея собрать в Петербурге всеобъемлющую коллекцию русского изобразительного искусства принадлежит императору Александру III, но вопрос об этом поднимался и раньше. О необходимости собрать шедевры русской живописи поскольку это требует «современное процветание русского искусства и высокое положение, занимаемое Россиею в образованном мире» писал в своей записке обер-гофмаршал князь С. Трубецкой. Исторических хроник принятия сего решения не сохранилось, однако работники Русского музея рассказывают легенду, которая относит нас в конец XIX века. Однажды, в 1889 году, император Александр III посетил 17-ю выставку Товарищества передвижников и купил картину И.Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных». Сейчас трудно судить, что произвело на императора столь сильное впечатление - полотно, атмосфера выставки - но современники утверждают, что именно тогда император и высказал мысль о необходимости создать Русский музей, в котором бы сосредотачивались лучшие произведения русского искусства.
Однако судьба предоставила осуществить задуманное сыну Александра III Николаю II, который указом от 13 апреля 1895 года передает Михайловский дворец под музей. Русский музей со дня своего основания считался крайне ответственным начинанием: его лично курировал Великий князь Георгий Михайлович. У истоков музея стояли просвещенные мужи того времени: А. Н. Бенуа, П. А. Брюллов, П. И. Нерадовский, Н. П. Сычев, П. И. Столпянский, М. П. Боткин, А. А. Миллер, Н. Н. Пунин.
Царь-святотерпец посвятил музей памяти своего отца, Александра III, инициатора создания коллекции, поэтому до революции официальное название музея звучало так: «Императорский музей русского искусства Александра III». У нового учреждения был особый статус. Со дня своего основания он находился в ведении Министерства Императорского Двора. Управляющий Русским музеем назначался Высочайшим Именным Указом и обязательно должен был быть членом Императорского Дома. Это способствовало «пристройке к делу» многочисленных Великих князей, число которых к концу XIX века росло чуть ли не в геометрической прогрессии. Первым Высочайшим Управляющим был Великий князь Георгий Михайлович.
Любопытно, что при Русском музее был и обязательный штатный священник, заботившийся о душах музейных работников и следивших, чтобы в коллекции музея не попали экспонаты, оскорбляющие чувства верующих.
Первоначально собрание музея насчитывало всего 400 картин и 70 акварелей, основная часть которых была передана из русского отдела Эрмитажа, Академии Художеств, Зимнего, Царскосельского и других дворцов. В последующие годы фонды Музея Русского искусства пополнялись за счет аукционов и пожертвований частных собраний. Так в музей вошли коллекции князя А. Лобанова-Ростовского и княгини М. Тенишевой.
Благодаря самоотверженным усилиям работников Русского музея, в годы Великой Отечественной войны коллекция музея практически не пострадала. Самые ценные экспонаты были вывезены в Пермь. Как вспоминал директор музея П.К.Балтун:
«Только живописных произведений было снято со стен, вынуто из рам, перемещено в новые места хранения и подготовлено к эвакуации свыше семи с половиной тысяч... Для того чтобы снять со стен такие огромные полотна, как «Последний день Помпеи» Брюллова, «Медный змий» Бруни, требовались усилия нескольких десятков людей, а насчитывалось таких колоссов свыше шестидесяти ...
Все принятые меры себя оправдали. Свидетельство тому - полная сохранность картин, находившихся долгое время на валах в условиях эвакуации, а так же и тех, которые хранились в блокадном Ленинграде»
То что не смогли эвакуировать было перемещено в подвалы и нижние этажи Михайловского дворца. Несколько немецких снарядов поразили корпус Бенуа, но уже 9 мая 1946 года отреставрированное здание снова приняло посетителей музея.
С 1954 года при Русском музее стала работать экспертно-закупочная комиссия, в задачу которой входит пополнение коллекций. Она сотрудничает с аукционными домами, коллекционерами и современными художниками. Благодаря этому музейное собрание постоянно растет. Только в конце прошлого столетия на аукционах «Кристи» и «Сотби» были приобретены рисунки И. Репина и Б. Григорьева.
Сегодня в Русском музее можно увидеть более 400 тысяч экспонатов, среди которых не только живописные полотна, но и произведения прикладного искусства, скульптура, графика.
Экспозиция начинается с работ первого всемирно известного русского живописца XIV-XV вв Андрея Рублева и современников Петра I – художников И.Н. Никитина и А.М. Матвеева.
Затем идут работы мастеров XVIII века, прежде всего портретистов: А.П. Антропова, И.П. Аргунова, Д.Г. Левицкого и других. В парадных залах Михайловского дворца выставлены такие выдающиеся полотна как картины К.П.Брюллова («Последний день Помпеи»),И.К.Айвазовского («Девятый вал»), Г.И.Семирадского («Фрина на празднике Посейдона»), А.А.Иванова («Явление Христа Марии Магдалине»), В.Л.Боровиковского («Портрет Е.Н.Арсеньевой»), полотна В.М.Васнецова, К.Е.Маковского, И.Е.Репина, В.Д.Поленова, В.И.Сурикова. И.Левитана,В.В.Верещагина («Богатырь»), М.А.Врубеля («Шестикрылый серафим»), К.С.Петрова-Водкина («Тревога. 1919 год»), А.А.Дейнеки («Оборона Севастополя»), собрание А.А.Коровина.
Среди коллекций музея представлены и произведения народных ремесел: резные прялки, оригинальные вышивки и даже целая крыша дома искусно расписанная умельцами.
Русский музей периодически устраивает выставки в различных городах России и за границей. Его экспонаты выставлялись в Канаде, во Франции, в Финляндии, в Чехии, в Англии и в других странах.
В начале 90-хх годов Русский музей значительно расширился за счет перешедших в его ведомство петербургских дворцов: Мраморного, Шереметьевского, Михайловского замка. Более 400 тысяч единиц хранения, 16 зданий, 130 тысяч квадратных метров выставочной и прочей площади, 2500 сотрудников, таковы владения Русского музея. Правда, новый собственник еще не до конца освоил свои владения. Там и поныне ведутся реставрационные работы, а в открытых залах Русского музея проходят временные выставки.