Cобор Владимирской иконы Божией Матери возник на месте деревянной церкви, которая была первой возведённой после исторического указа императрицы Елизаветы Петровны о строительстве храмов о пяти главах «таким подобием, как в Москве, на Успенском Соборе».
Собор был построен в период с 1761 по 1769 год, предположительно, по плану архитектора Пьетро Антонио Трезини, а освящен митрополитом Гавриилом 9 апреля 1783 года.
В течение следующего столетия собор достраивался и перестраивался. Окончательный архитектурный образ церкви связан с именами архитекторов Авраама Мельникова, Александра Гольма и Франца Руска.
Пятиглавый храм - памятник архитектуры переходного стиля от барокко к классицизму. Главным убранством храма является иконостас, созданный в середине 18 века по проекту Бартоломео Растрелли. Примечательно, что иконостас в главных своих деталях сохранился в первозданном виде в отличие от многих других иконостасов этого зодчего, утраченных и восстановленных заново в первой половине 19 века.
В 1791 году архитектор Джакомо Кваренги закончил постройку отдельно стоящей колокольни, которая в ансамбле с собором играет большую градостроительную роль. Замыкая перспективу Загородного проспекта, колокольня является архитектурной доминантой этого района. Это подтверждается топографически: от имени собора происходят наименования Владимирского проспекта и Владимирской площади.
В соборе располагается две церкви: нижняя преподобного Иоанна Дамаскина и верхняя, освященная в честь Владимирской иконы Божией Матери, одной из самых почитаемых икон в России.
По преданию она написана Евангелистом Лукой на крышке стола, за которым обедало святое семейство (Иосиф, Дева Мария и Иисус Христос). Константинопольский Патриарх приподнёс икону в дар Юрию Долгорукому. Сначала она находилась в Вышгороде, затем похищеннаяАндреем Боголюбским, была перевезена во Владимир, а в 1395 году в Москву, где с того времени и пребывает.
Икона почитается чудотворной. Известен случай, когда во время пожара, истребившего собор, сама икона осталась невредимой. Перед ней совершались многие важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, а при избрании русских митрополитов «жребии избираемых клались на пелену в киоте Владимирской иконы — символ общей надежды, что Богоматерь сама укажет угодного Ей человека».
В мире Владимирская икона известна в частности и благодаря эмблеме кинокомпании Icon Production Мела Гибсона, в которой используется часть ее изображения.
Помимо Владимирской иконы Божьей Матери, главные святыни Владимирского собора этоикона «Нерукотворный Спас», освященная святым праведным Иоанном Кронштадтским, и образ святого преподобного Серафима Саровского с частицей его святых мощей.
Среди известных прихожан можно назвать имена
Некрасова,
Куприна,
Римского-Корсакова,
Достоевского. Музей-квартиры последних естественно находятся неподалеку. В 1930 году храм был закрыт и его помещения были отданы под книжные фонды
Государственной Публичной Библиотеки для размещения в нем ее филиала -
Антирелигиозной библиотеки, а затем еще и строительному тресту.
Лишь в 1989 году Владимирский собор был возвращен ленинградской Епархии. Освящение храма совершил Митрополит Ленинградский и Новгородский и будущий патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, который стал настоятелем cобора. Продолжая установленную традицию последующими настоятелем храма был Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. С 1996 года по настоящее настоятелем является Его ПреосвященствоПреосвященнейший Владыко Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Уникален Владимирский собор и действующей при нем школой звонарей – единственным местом обучения церковному звону в Петербурге.
Вообще в России никогда не существовало «колокольных» школ – звоны распространялись как народное творчество: услышал - повторил. Во Владимирском соборе осуществлена попытка создания методики обучения колокольному звону, что можно назвать исключительным явлением в колокольном искусстве.