Адрес: Кронштадт, Владимирская пл., д. 32
Телефон: (812) 311-00-01 , 311-53-30
Как добраться: Пересечение проспекта Ленина и Владимирской улицы
Время работы: Ежедневно с 12:00 до 18:00 дежурный священник в храме служит молебны, панихиды, совершает индивидуальные крещения
До революции
Точная дата возникновения деревянной церкви на месте современного каменного собора неизвестна, но известно точно, что произошло это не позднее 1728 года, когда храм впервые упоминается в документах. Церковь была посвящена Владимирской иконе Божьей Матери и относилась к ведению военного ведомства, поэтому носила название Владимирская крепостная сухопутная церковь.
Икона, в честь которой церковь получила свое название, была написана в 1702 году и являлась святыней, оберегавшей один из кронштадтских полков. Церковные колокола, самый большой из которых весил 250 пудов, отлили из старых медных пушек. До революции в церковном хранилище находились знамена воинских частей и, по традиции, всевозможные реликвии: книги, иконы, старинная утварь.
Деревянное здание церкви несколько раз полностью перестраивалось: в 1753 и 1801 годах. Причиной этому являлось не только обветшание деревянных построек, но и постоянно растущий церковный приход. К средине XIX века старое здание уже не могло вместить всех прихожан. Тогда действующий губернатор Кронштадта вице-адмирал Казакевич подал прошение о возведении каменного храма на месте деревянного и в 1872 году получил высочайшее на то разрешение. Новый каменный собор по проекту Д. И. Гримма академиком архитектуры Х. И. Грейфаном возводили 8 лет с 1875 по 1882. В конце этих праведных трудов был возведен могущественный пятинефный храм.
В 1888 году в нижнем ярусе храма освятили придел во имя иконы “Утоли моя печали”, еще через двадцать лет появился правый придел верхнего храма во имя блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого Новгородского. В 1902 году храм получил статус собора. Несколько лет спустя в соборе было священ придел во имя Казанской иконы Божией Матери, и на этом история созидания сменилась историей разрушения.
После революции
В 1931 году собор закрыли атеистически настроенные наследники революции. Владимирская икона, давшая имя собору, испарилась вместе с драгоценной церковной утварью, колоколами, ушедшими на металлолом и книгами, сданными на макулатуру. Последнего настоятеля арестовали и сослали на 5 лет на Соловки.
Во времена Великой Отечественной Войны Владимирский собор сильнейшим образом пострадал. Видимо, посчитав, что реставрировать здание не имеет смысла, советское руководство решило своими силами довести до конца то, что было начато бомбежками. Трижды храм взрывали для того, чтобы уничтожить все, что напоминало о том, что в здании был храм. В дальнейшем планировалось использовать помещения собора для спортивного зала или бассейна, в общем, во вкусе советских строителей. Однако взрывы пришлось прекратить, когда по соседним зданиям пошли трещины. В результате здание собора доживало свой век, подобно зверю, раненому отравленной стрелой, полуразрушенное и никому не нужное.
После перестройки
Храм начал обретать второе рождение одновременно с падением Советского Союза. В девяностых годах после того, как храм вернули православной Церкви в полуразрушенном храме вновь стал собираться церковный приход. В 2000-2001 годах храм восстановили, и сегодня он как птица Феникс или древнегреческий Дионис воскрес из мертвых, и в его современном облике ничто не напоминает о его трагической судьбе
Архитектурное исполнение храма эклектично, что было свойственно архитектуре XIX века. В плане собор представляет собой пятинефную базилику, но при этом колокольня собора выполнена в виде шатра. Шатер как элемент декора часто встречался в древнерусской деревянной архитектуре, откуда перешел в архитектуру каменную, возможно, таким образом архитектор хотел показать наследственность от бывшей деревянной церкви.
Во внешнем убранстве использованы также другие “цитаты” из архитектуры XVII века, в том числе кокошники в основании главок и шатра колокольни или изящные аркатурные пояски на апсиде и на барабанах куполов.
Высота шатровой колокольни составляет 50 метров и ее вертикаль выгодно подчеркивает, завершая собой форму перекрытия собора.
Главная святыня храма, Владимирская икона Божией Матери, на сегодняшний день считается утерянной. В описи церковного имущества кронштадтского крепостного Владимирского Божией матери собора значится, что сия икона Владимирской Божией Матери написана в 1703 году, а в 1735 г. украшена сребровызолоченной ризой с венцом и разноцветными камнями и для неё сделан бронзовый киот. На самой иконе надпись: «сей образ написан ?СI года мая 29 дня, оклад сделан 1735 года февраля 20-го дня. ?CI — славянские цифры означают 7210 лет от сотворения мира, из них вычесть 5507 (число лет до Р. X.) получаем 1703 г.
Эскизы росписей храма выполнил художник-академик Е. Б. Годун, выполнены они в соответствии с канонами церковной живописи.