Как добраться: из Санкт-Петербурга до станции Сольцы идут междугородние поезда с Витебского вокзала
В Средневековой Европе соль считалась продуктом стратегическим. На соляной торговле купцы делали себя состояние, стоит вспомнить знаменитую фамилию Строгановых, из-за роста цен на соль поднимались народные бунты, а на границах до XIX века шли бесконечные войны между таможенниками и соляными контрабандистами. Неудивительно, что места добычи соли быстро превращались в процветающие торговые центры, славе и богатству которых завидовали алчные соседи. Одним из таких соляных Клондайком был и самый западный город Новгородской области – Сольцы.
Впервые Сольцы были упомянуты в летописях в 1390-ом году. «В лето 1390 ходили новгородцы с князем Семеном Ольгердовичем… и стали в Сольце». Первоначально речь шла о небольшом селе, жители которого выпаривали соль из расположенных в окрестностях соляных источников. В дальнейшем Сольцы превратились в слободу, а затем в купеческий посад. Помимо солеварен, развитию городка способствовало удачное местоположение Сольцов, на дороге из Новгорода в Псков и на берегу крупной реки Шелони. До сих пор две основные улицы города называются «Новгородская» и «Псковская».
Именно в нескольких километрах от Сольцов произошла легендарная Шелонская битва, в которой войска московского Великого князя Ивана III разбили армию Великого Новгорода, что положило конец независимости феодальной республики. Ныне на месте сражения установлен храм Святого апостола Иоанна Богослова.
Иван Грозный так же не обошел Сольцы своим вниманием. В 1579 году царь повелел организовать в городе колесную слободу, в которой мастера изготовляли колеса и лафеты для русской артиллерии. За это они были освобождены от податей. Это военное производство действовало в Сольцах почти 200 лет.
В 1781 году указом Екатерины II Сольцы были официально объявлены посадом с городским управлением. С конца XVIII века здесь развивается производство и реализация льна. В 1852 году «Военно-стратегическое обозрение Российской империи» отмечало, что: «Сольцы – старинный посад и наружный вид его строений весьма порядочный, лучше многих уездных городов».
Но до превращения в город, населенному пункту пришлось ждать более ста лет. Лишь в мае 1914 года совет министров принял решение о преобразование посада Сольцы в город. Росту населения способствовала проложенная здесь в 1903 году ветка Виндаво-Рыбинской железной дороги. К тому времени местная соледобыча уже сошла на нет, но город получил новое направление своего развития. В 1915 году семья купцов Боговских открыла в Сольцах санаторий для раненных офицеров. Уже в советское время, в конце 1920-хх годов Сольцы стали бальнеологическим и грязевым курортом. По соседству с ним возник завод минеральных вод. В 1930-ее годы сюда приезжали отдыхающие со всего северо-запада Советского Союза.
В годы Великой Отечественной войны Сальцы стали ареной тяжелых боев. Здесь в июле 1941 года состоялось одно из первых успешных контрнаступлений Красной Армии, в ходе которого город на несколько дней был освобожден от врага. Окончательное освобождение пришло в Сальцы только в феврале 1944 года. За время войны город и курорт серьезно пострадали, многие постройки были стерты с лица земли.
Сегодня Сольцы насчитывают более пятидесяти исторических зданий. Это главным образом купеческие дома XIX- начала XX века, многие их которых ныне находятся в весьма запушенном состоянии. Самой крупной достопримечательностью является Ильинский собор, построенный в 1824-хх – 1825-хх годах. Помимо этого храма турист может посетить деревянную церковь Покрова, построенную в XVIII веке, и краеведческий музей в доме купца Красикова. Ну а в окрестностях Сольц базируется 840-й тяжело-бомбардировочный авиационный полк, готовый в любой момент обратить врагов нашей страны в ядерную пыль.