Троицкий мост, соединяющий Марсово поле и Петроградскую сторону - один из самых красивых мостов Петербурга.
Троицкий - третий постоянный мост через Неву (первыми были Благовещенский и Литейный). Когда-то центр и Петербургскую сторону соединял плашкоутный Петербургский мост, который находился немного выше по течению и соединял Кронверкский проспект с Летним садом. После того как он пришел в негодность, его заменили на наплавной Троицкий мост, соединивший уже Троицкую площадь с Суворовской. По сравнению с мостами середины XIX века, Троицкий был роскошно декорирован: чугунные, художественного литья, фонари и перила, мраморные обелиски и даже сусальное золото. (Впоследствии, когда мост разобрали, эти чугунные столбы и перила установили на набережной напротив Петропавловской крепости).
Наконец, в конце XIX века стало понятно, что вместо плашкоутного моста нужно строить постоянный. В 1892-м году городская Дума объявила международный конкурс на проект нового моста. Из шестнадцати проектов, присланных за полгода, пять были отечественными, шесть прислали из Франции, два - из Голландии, по одному - из Испании, Болгарии и Венгрии. Первая премия досталась одному из французских проектов - между прочим, принадлежащему фирме А.Г. Эйфеля, того самого, кто тремя годами раньше построил в Париже Эйфелеву башню, вызывавшую в то время немыслимые споры и баталии в печати: одни считали ее революцией в архитектурной мысли, другие - уродством, портящим внешний облик Парижа. По итогам конкурса городской управой были закуплены целых два проекта Троицкого моста, сделанных фирмой Эйфеля: "Мажор" и "Минор", а также три проекта других архитекторов.
Но Троицкому мосту так и не суждено было стать "родственником" Эйфелевой башни. Появился, вне конкурса, еще один проект - французской фирмы "Батиньоль" - который позволял заметно снизить расход металла на строительство. Именно этой компании и было поручено строительство, с условием, что мост должен быть построен русскими рабочими и из русских же материалов. Кроме того, за строительством наблюдала (и при необходимости вносила коррективы) специально созданная комиссия Петербургской Академии художеств. В нее вошли почти все виднейшие скульпторы того времени: Л. Н. Бенуа, А. Н. Померанцев, Р. А. Гёдике, Г. И. Котов.
Кстати, мало кто сейчас помнит, но строительство Троицкого моста имело не только общегородское, но и государственное значение. Совместно построенный мост был знаком начавшегося сближения России и Франции, и на церемонию закладки прибыли главы обоих государств: император Николай II и президент Франции Феликс Фор. В общегородском же смысле Троицкий мост призван был повысить престиж Петербургской стороны, в XIX веке считавшейся непопулярной окраиной. И это в полной мере удалось: уже в начале XX века Каменноостровский проспект, в который плавно переходит Троицкий мост, стал наимоднейшим и наипрестижнейшим районом для жизни.
Открытие моста приуорчили к двухсотлетию Санкт-Петербурга. Троицкий мост был торжественно открыт 16 мая 1903 года в присутствии императора. В программе были орудийный салют, крестный ход и первый развод моста: Николай II лично нажал на электрическую кнопку и привел в действие разводной механизм.
С тех пор Троицкий мост переживал два капитальных ремонта. В ходе последнего, происходившего десять лет назад, мосту не только отремонтировали разводной механизм, но и вернули все утраченные в советское время элементы декора с "царской" символикой: двуглавые орлы, монограммы, короны.