Усадьбу Вяземских-Шереметевых Остафьево недаром называют русским Парнасом. В свое время здесь часто гостили В. Жуковский, И. Тургенев, К. Батюшков, А. Грибоедов, А. Мицкевич, Н. Гоголь. Именно здесь Пушкин впервые читал заключительные главы поэмы «Евгений Онегин», именно здесь Карамзин в течение двенадцати лет жил и работал над своей знаменитой «Историей государства российского», именно здесь виднейшие писатели и поэты первой половины XIX века встречались и обсуждали новые идеи. Да и, наконец, Остафьево – одна из самых красивых загородных усадеб не только Подмосковья, но и всей России.
История усадьбы начинается еще в XVIII века: в то время поместье постоянно меняло владельцев, которыми становились представители виднейших российских фамилий: Апраксиных, Голицыных и т.д. Наконец в 1792 году усадьбу купил екатерининский вельможа, князь Андрей Вяземский. Один из самых образованных людей своего времени, получивший отличное домашнее образование и владевший несколькими иностранными языками, неравнодушный к точным наукам, литературе и искусству, князь положил начал начало превращению Остафьева в «русский Парнас». О незаурядности этого человека говорит хотя бы такой факт: в возрасте 28 лет он отправился в четырехлетнюю образовательную поездку по Европе. Он успел пожить в Финляндии, Швеции, Германии, Франции, Голландии, Португалии, Италии, Испании, Швейцарии и Англии – причем в каждой стране знакомился с государственным устройством, политической жизнью, промышленностью, изучал народный быт, осматривал памятники, ходил в музеи и библиотеки. И почти из каждой страны он привез редкие исторические предметы – книги, гравюры, картины, медали. Именно с этого началась будущая знаменитая коллекция Вяземских.
Нетерпимый к взяточничеству и злоупотреблениям, он никак не мог продвинуться по карьерной лестнице («…хотел в Пензе создать в Лондон», как отзывался о нем один из подчиненных) и много лет добивался отставки. И, наконец получив ее, посвятил все свое время обустройству усадьбы Остафьево. В этом ему активно помогала супруга, о которой стоит рассказать отдельно. С ирландкой Дженни Квин князь познакомился во Франции и влюбился настолько, что добился ее развода, привез в Россию, поспособствовал принятию Дженни православия (ее окрестили как Евгению Ивановну) и женился на ней несмотря на возмущение родных (по их мнению, брак был явным мезальянсом). Их сын, Петр Андреевич, уже в зрелом возрасте прочитавший переписку родителей, рассказывал, что письма обеих сторон «буквально пылают от страсти» - и с годами отношения супругов не изменилось.
Главное здание усадьбы возводилось в течение семи лет; еще несколько лет продолжались отделочные работы. Усадебный дом был построен по проекту неизвестного архитектора в стиле зрелого классицизма. Это двухэтажное, увенчанное бельведером здание, соединенное открытыми колоннадами дорического ордера с двумя симметрично расположенными флигелями. Главное украшение парадного фасада – шестиколонный портик с треугольным фронтоном. Центром здания был овальный зал, где почти каждый вечер собирались гости. Перед южным фасадом дома был устроен «круглый луг» (аналог английского газона) со стриженной зеленой травой, к северному же фасаду примыкал регулярный парк.
Андрей Иванович Вяземский перевез в новый дом из Москвы весь семейный архив, библиотеку в пять тысяч томов, коллекции живописи, камней и старинных монет, а также античных и египетских древностей. Это и было началом знаменитой коллекции Вяземских, которую будут пополнять несколько последующих поколений, и знаменитой библиотеке, которая перед октябрьской революцией насчитывала уже свыше 32000 томов. Неудивительно, что в усадьбу охотно съезжались дипломаты, государственные деятели, философы, путешественники, ученые и художники: как писал шотландский художник Роберт Кер Портер, посетивший Остафьево во время путешествия по России, усадьба «обладала всеми приспособлениями для самых веселых развлечений, а равно и для глубочайшего исследовании…».
Особым гостем усадьбы всегда был Николай Михайлович Карамзин. Друг и постоянный собеседник Вяземского, он еще и породнился с ним в 1804 году, женившись на внебрачной дочери Вяземского Екатерине Колывановой. Зимой Карамзины жили в московском доме Вяземского, на лето же перебирались в Остафьево. Именно здесь писатель приступил к работе над главным трудом своей жизни – «Историей государства Российского» - и именно здесь была написана большая часть этого труда (семь томов из двенадцати). Именно сюда привозили и присылали документы и книги, нужные ему для работы, из частных коллекций и архивов России, Англии, Франции, Германии и Ватикана; именно сюда приезжали добровольные помощники Карамзина, которых было немало – археограф А.И. Мусин-Пушкин, историк и писатель А.И. Тургенев, литературный критик Д.В. Дашков. Очень помогла Карамзину в работе и огромная остафьевская библиотека.
Карамзинский дуб
Один из двух дубов, посаженный в 1860е годы в память об историке Николае Михайловиче Карамзине, написавшем в Усадьбе 8 томов "Истории Государства Российского".
Расцвет Остафьева случился при следующем владельце, Петре Андреевиче Вяземском: при нем в усадьбе обсуждались самые актуальные вопросы литературной и общественной жизни, проводились литературные чтения, турниры мастеров эпиграмм, устраивались домашние спектакли и музыкальные вечера, а члены знаменитого общества «Арзамас» приезжали сюда «потолковать на свободе».
Остафьево также тесно связано с жизнью Пушкина. По одной из легенд, имение Вяземских благодаря поэту даже получило свое название. Согласно этой легенде, Вяземский, устав придумывать название для усадьбы, решил, что назовет ее первым же словом, которое произнесет приехавший в гости Пушкин. Поэт вышел из дорожной коляски, и слуга спросил его, что делать с багажом. «Оставь его…» - ответил Пушкин. Впрочем, это не более чем легенда: первые упоминания о названии Остафьево встречаются в документах задолго до рождения поэта. А вот название липовой аллеи, ведущей от внешних дверей овального зала главного дома в глубь парка, действительно придумал Пушкин. Он окрестил ее «русским Парнасом»; в дальнейшем так стали называть и всю усадьбу.
Пушкин гостил в Остафьеве трижды; здесь даже должна была состояться свадьба поэта. После смерти Пушкина его вдова подарила часть пушкинских реликвий Петру Андреевичу Вяземскому; а его сын, Павел Петрович, перевез их в Астафьево и разместил в специальном мемориальном кабинете. Среди вещей – письменный стол Александра Сергеевича, жилет, снятый с раненого поэта, свеча с панихиды и даже кора с березы, возле которой Пушкин стоял во время дуэли. А еще – тринадцать автографов поэта, среди которых его письма к Вяземскому и Жуковскому.
При Павле Петровиче Остафьево стало полноценным музеем. Отсюда из Петербурга и Москвы везли предметы декоративно-прикладного искусства, мебель, скульптуры, картины, коллекции оружия; князь лично расставлял по своему вкусу скульптуры и книги, развешивал картины и гравюры, работал над каталогами. Князь создал мемориальные кабинеты отца и деда (плюс мемориальный кабинет, о котором уже упоминалось – там он собрал экспозицию, посвященную Карамзину и Пушкину). На протяжении всей жизни он собирал книги и произведения искусства, все увеличивая знаменитую коллекцию.
Сын Павла Петровича продолжать дело отца не стал и продал Остафьево Шереметевым. Понимая значение «русского Парнаса» для отечественной культуры, Шереметевы задались целью превратить усадьбу в общедоступный музей. Через год после смены владельцев, в 1899-м, здесь широко отмечали 100-летие со дня рождения Пушкина; к этому дню Шереметевы открыли усадьбу для посещений. К уже упоминавшимся пушкинским реликвиям прибавились письменный прибор, портрет Жуковского, подаренный Пушкину с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя», акварельный портрет жены поэта, камышовая трость и, наконец, черный деревянный ящичек с пятью сосновыми щепами и запиской «Прогулка с Пушкиным. 1828-й год» – щепочки были собраны с места казни декабристов. А незадолго до революции Шереметевы установили в усадебном парке памятники Карамзину, Жуковскому, Пушкину и П.А. Вяземскому.
После революции судьба и усадьбы, и ее владельцев оказалась под угрозой. К счастью, в 1918-м Остафьеву наряду с еще несколькими усадьбами была выдана охранная грамота, а П.С. Шереметев, историк по образованию, который уже много лет разбирал и описывал остафьевские коллекции и разбирался в них лучше чем кто бы то ни было, был назначен хранителем остафьевского музея (он даже лично проводил экскурсии по Остафьеву и издал по нему путеводитель). Но в 1927-м режим ужесточился, Павел Сергеевич, как лицо дворянского происхождения, был лишен гражданских прав и уволен, а вскоре и усадьба перестала быть музеем. Бесценная коллекция экспонатов была разбросана по разным учреждениям культуры, а в усадьбе размещались то госпиталь, то дом отдыха Совета министров. Только в 1988-м Остафьеву вернули статус музея.
На территории площадью 37.9 гектара сейчас находятся: двухэтажный дом и два его флигеля, соединенные открытыми галереями, парк с памятники Карамзину, Пушкину, Жуковскому и Вяземским, плотина и пруд. В усадьбе проходят фестивали камерной музыки, конкурсы молодых исполнителей, творческие встречи, литературные гостиные. Каждый год в усадьбе отмечают день памяти Пушкина, день его рождения, День Петра и Павла. Особенно интересно здесь в первое воскресенье июня, когда здесь проходят ежегодные пушкинские праздники: в это время в Остафьеве проводятся ярмарки народных промыслов, вернисажи, литературные и музыкальные гостиные.