Адрес: СПб, Загородный пр., д. 52
Как добраться от метро: здание вокзала находится слева от выхода из станции метро Пушкинская, 2 минуты
Справочную информацию о работе Витебского вокзала можно узнать здесь
Витебский вокзал — это, пожалуй, самый красивый вокзал Санкт-Петербурга. Здание на Загородном проспекте построено в стиле модерн и резко выделяется из всех других. Но так и должен выглядеть в прошлом первый и главный вокзал Северной столицы, каковым он был более 150 лет назад.
По плану инженера Венского Политехнического института Франца Антона фон Герстнера, руководившего строительством железных дорог, первый вокзал Петербурга должен был находиться на набережной реки Фонтанки. Однако выделенных на строительство денег хватило только на сооружение самой железной дороги и строительство вокзала в Царском селе. Тогда было решено построить временную деревянную станцию чуть в стороне от отведенного под вокзал места. В первый рейс из Петербурга в Царское село паровоз привел сам фон Герстнер – на это ему потребовалось 35 минут, что по тем временам казалось фантастическим достижением. Это событие произошло в 1837 году.
В память о нем на вокзале установлен макет поезда с паровозом «Проворный», совершившего первый в России рейс. Тогда петербуржцы с опаской относились к железным дорогам, многие были настроены против их строительства, поскольку финансовые затраты государства были очень высоки.
Первая железнодорожная станция была маленькая и деревянная, но, несмотря на это стала одной из достопримечательностей Петербурга. Множество людей приходили к ней каждый день, чтобы посмотреть на прибытие паровоза и испуганно зажать уши, услышав его громкий сигнальный свисток. Впрочем, уже через несколько недель свистки на паровозах заменили небольшими органчиками, так что о своем прибытии на станцию новый транспорт стал сообщать исполнением известных мелодий.Звучание мелодии на этих органчиках настраивали церковные регенты.
Пребывание на вокзале было обставлено многочисленными церемониями. Власти относились к железным дорогам с опаской, видя в них угрозу социальному порядку. Шутка, ли в одном поезде ехали представители разных классов и сословий! Не есть ли это опасное вольтерьянство? Неблагоприятное впечатление произвел инцидент при запуске первой железнодорожной линии в Англии, когда на торжественной церемонии под поезд попал лорд.
Это уже попахивало не вольтерьянством, а якобинством и поэтому русское правительство сделало все, чтобы пресечь заразу в корне. При отправление поездов, все присутствующие на вокзале должны были снимать шляпы (диван, чемодан, саквояж, корзина, картина, картонка, естественно во время этого торжественного акта летели на землю). Вагоны были разделены на классы. Самые привилегированные пассажиры путешествовали не выходя из своих карет, которые просто загоняли на платформы.
Происхождение железнодорожных правил и порядков обосновывалось в легендах и преданиях, связанных как правило с державным строителем железных дорог в России – Николаем I. Так по легенде, после того как начальник станции задержал царский поезд, Николай приказал: «Наденьте на этого дурака красную шапку», которую станционные начальники как известно носят до сих пор.
Но вернемся к истории вокзала.
Первое каменное здание Царскосельского вокзала было возведено Константином Тоном, известным по проектированию здания другого, Московского, вокзала. Это произошло в 1851 году. Однако ему также не суждено было остаться в неприкосновенности.
Составы с этого вокзала ходили только до Павловска. Линия заканчивалась у известного «музыкального вокзала» в павловском парке, что дало министру финансов Канкрину повод для шутки: «В других государствах железными дорогами связывают важные промышленные пункты, у нас выстроили такую в кабак». Долгое время эта линия была изолирована от других железных дорог России. Все дело было в том, что колея первой железной дороги России была заметно шире других железных дорог. Это была так называемая «южно-американская» или «техасская» колея, заимствованная у первых американских железных дорог.
В начале XX века Царскосельская линия железной дороги, которую в Петербурге замыкал вокзал, отошла Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороге. Тогда же был построен путь к Витебску (впоследствии дорога была продолжена до Жлобина и Одессы), и когда-то Царскосельский вокзал получил новое название Витебского. В связи с ростом количества перевозимых пассажиров, вокзал постоянно перестраивался и расширялся. Последний вариант здания 1874-1876 гг. в начале XX века был снесен и возведен заново.
Новый проект, предложенный в 1904 году академиком архитектуры С.А. Бржозовским, был выполнен в стиле «модерн». Его принято считать первой общественной постройкой в городе в этом стиле. При строительстве широко использовались сложные технические новинки, многие решения были новаторскими для того времени: лифты для багажа и пассажиров, транспортёры, рельсовое полотно, расположенное на втором этаже, широко использовалось электричество. Во внутреннем оформлении богато использовались зеркала, лепнина, различные породы дерева. Над входом на вокзал находились гербы Санкт-Петербурга и Витебска.
На тот момент Витебский вокзал считался самым «дружелюбным» для пассажиров. Заходя на первый этаж, пассажир сразу же сдавал свой багаж, который на специальных лифтах подавался на платформу, прямо к багажному вагону. Поднявшись на платформу, отправляющийся или встречающий сразу же оказывался под крышей дебаркадера (металлической крыши над платформой). К услугам гостей вокзала были роскошные залы ресторанов, билетных касс и залов ожидания.
Многие из этого великолепия сохранилось до сего дня. Прогуливаясь по вокзалу можно обратить внимание на металлические отопительные печи, «подъемные машины», и даже на дореволюционные надписи «Ресторан 1 –ого класса». Без существенных изменений дошли и парадные помещения Витебского вокзала. Как правило сейчас они пустуют, основной поток пассажиров проходит прямо на перрон и осмотреть залы можно без помех.
Еще один интересный момент – парадный фасад Витебского вокзала выходит не на Загородный проспект, а не Введенский переулок. Обратите на это внимание!
При проектировании Витебского вокзала для императорской семьи был проведен отдельный третий подъездной путь. Он так и назывался - Императорский. Введенский канал был засыпан, а на его месте выстроен Императорский павильон, от которого отправлялся поезд с августейшими особами. Павильон сохранился в ансамбле вокзала и сегодня, однако, функции его изменились: на его месте находятся платформы пригородного сообщения.
С появлением Ладожского вокзала и переброской многих рейсов на другие вокзалы (например, Московский) значение Витебского вокзала снизилось по сравнению с началом прошлого века. Несмотря на это, само здание имеет большую художественную ценность, представляя собой памятник архитектуры мирового значения. Его интерьеры до сих пор служат лучшими декорациями для исторических кинолент. Среди известных картин, снимавшихся в интерьерах Витебского вокзала, можно вспомнить «Вокзал для двоих», «Статский советник», «Идиот», «Гибель империи», «Гибель империи» и др. – общим числом более 150.
Рассказывали, что когда император Николай II собирался куда-нибудь ехать на паровозе, он всегда приезжал на Витебский вокзал точно в назначенное им время. Его дворцовый комендант В.Н. Воейков должен был приехать на вокзал заранее и отпереть парадные двери Императорского павильона. Он всегда приезжал минут за пять до часа, назначенного царем, и успевал все подготовить к его приходу. Один раз, когда Николай II объявил, что намерен сесть в поезд в пять часов вечера и Воейков приехал на вокзал примерно без пяти пять, он обнаружил, что вход в Императорский павильон уже открыт, а Николай с двумя своими дочерьми стоит на платформе. Комендант приготовился к выговору за опоздание, но царь, увидев его испуг, с улыбкой объяснил, что тот ни в чем не виноват – это не он опоздал, а Николай приехал на четверть часа раньше.